?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Здравствуйте!

Разыскивается информация об узкоколейных железных дорогах Воронежской области, в том числе о проектах Воронежской детской железной дороги.

Интересует прежде всего следующее: известны ли статьи в городских и региональных СМИ, в которых обсуждался вопрос строительства детской железной дороги? В каких годах? Упоминалось ли место её предполагаемого размещения?


По узкоколейным железным дорогам Воронежской области:

Разобрана ли к настоящему времени узкоколейная железная дорога Рамонского сахарного комбината (пос. Рамонь)?

В каком году была разобрана узкоколейная железная дорога Нижнекисляйского сахарного завода (Бутурлиновка - Нижний Кисляй)? Действительно ли в Нижнем Кисляе (либо в Бутурлиновке) имеется тепловоз-памятник?


Существовала ли когда-либо узкоколейная железная дорога на Семилукском огнеупорном заводе?



Та информация, которую удалось собрать к настоящему моменту, находится на странице http://sbchf.narod.ru/uzk36.html . Буду благодарен любым уточнениям и дополнениям!




УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Воронежская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Воронеж. Площадь — 52 200 км², численность населения 2 313 тыс. чел. (2006).

По состоянию на 2007 год, в Воронежской области остаётся действующей одна узкоколейная железная дорога — Лискинская детская железная дорога.

АННИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Аннинского сахарного завода. Начальный пункт — Аннинский сахарный завод, расположенный в посёлке Анна, вблизи станции Анна (является конечным пунктом железнодорожной линии Графская — Анна).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от В. Миронова, узкоколейная железная дорога на Аннинском сахарном заводе работала в 1930-х годах (возможно, она была построена значительно раньше). В 1940-х либо 1950-х годах узкоколейная железная дорога была заменена другими видами транспорта.











БУТУРЛИНОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Нижнекисляйского сахарного завода. Начальный пункт — Нижнекисляйский сахарный завод, расположенный в посёлке Нижний Кисляй.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000

В владении Нижнекисляйского сахарного завода находилась узкоколейная железная дорога протяжённостью свыше 40 километров. Узкоколейная железная дорога связывала сахарный завод со станцией Бутурлиновка Юго-Восточной железной дороги.

Нижнекисляйский сахарный завод был основан в XIX веке. Дата строительства узкоколейной железной дороги не установлена (предположительно 1930-е годы). Узкоколейная железная дорога использовалась для перевозки различных грузов между заводом и станцией Бутурлиновка, а также для подвоза свёклы со свеклопунктов, находившихся вблизи нескольких станций узкоколейной железной дороги. До момента открытия автодороги (предположительно 1970-е годы) на узкоколейной железной дороге существовало пассажирское сообщение.

По информации от С. Костыгова, в 1985 году в адрес Нижнекисляйского сахарного завода Камбарским машиностроительным заводом был поставлен тепловоз-дрезина ТУ6Д-0261.

В 1989 году находившийся на узкоколейной железной дороге тепловоз ТУ7-1833 был передан на строящуюся детскую железную дорогу в городе Георгиу-Деж (ныне Лиски). Со слов некоторых работников Лискинской детской железной дороги, из Нижнего Кисляя поступил также тепловоз ТУ7-2920, однако достоверность этого утверждения вызывает сомнения — возможно, данный локомотив поступил в Георгиу-Деж непосредственно с Камбарского машиностроительного завода.

В первой половине 1990-х годов движение по узкоколейной железной дороге было прекращено. Все перевозки было решено осуществлять автотранспортом. По легенде, рельсы на всей линии узкоколейной железной дороги вскоре после прекращения движения были разворованы за одну ночь.

http://www.agroparty.ru/smi/596/ — «Чай без сахара — забава будущего» (материал о Нижнекисляйском сахарном заводе, опубликованный в 2004 году в газете «Сельская жизнь»)

По неподтверждённым данным, в городе Бутурлиновка (либо в Нижнем Кисляе) имеется тепловоз-памятник.

Цитата из материала С. Костыгова:

Кто-то рассказывал, что в Бутурлиновке (или рядом с ней) на постаменте ТУ4 стоит. Но это никто не проверял.

По состоянию на 2006 год, объём работы Нижнекисляйского сахарного завода минимален. Не исключено закрытие завода в близком будущем.











ГОРОД ВОРОНЕЖ





Городская конно-рельсовая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Воронеж.

В конце 1880-х годов в городе Воронеже началось строительство городской конно-рельсовой железной дороги («конки») с шириной колеи 1000 мм. Строительство и последующую эксплуатацию дороги осуществляла «Компания конных трамваев Воронежа и Минска».

Пассажирское движение было открыто 11 (23) августа 1891 года. В 1909 году конно-рельсовая дорога перешла в собственность бельгийской компании «Société des tramways urbains et suburbains de Russie».

В 1914 году на заседании Воронежской городской думы был утверждён план строительства электрического трамвая колеи 1000 мм. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война не позволила реализовать этот план.

В 1919 (?) году движение прекратилось по причине нестабильности и гражданской войны. Через некоторое время линии конно-рельсовой железной дороги были разобраны.

16 мая 1926 года в Воронеже была открыта первая линия электрического трамвая широкой колеи (1524 мм).




__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) Воронежской городской электростанции. Начальный пункт — город Воронеж.

Узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором не применялась локомотивная тяга) была построена в 1920 году. Узкоколейная железная дорога (?) предназначалась для доставки дров на городскую электростанцию.

Цитата из материала «ХРОНОЛОГИЯ» (http://vrnplus.ru/chrono.php?id=276):

В 1920 году возникли большие трудности в работе городской электростанции, находившейся у реки, на улице Софьи Перовской (современное здание тепловых сетей). Электростанция вступила в строй в 1917 году. Уголь из Донбасса тогда в Воронеж не доставлялся, его запасы в городе давно исчерпались. Городская электростанция работала на дровах, которых требовалось огромное количество и которых постоянно не хватало. Это приводило к частым перебоям в освещении зданий.

С февраля 1920 года было полностью прекращено освещение улиц. Для заготовки и доставки к электростанции дров устраивались городские субботники и воскресники.

В 1920 году была сооружена узкоколейная железная дорога специально для перевозки древесины по улице Таранченко, от современной Университетской площади до обрыва. Её продолжением был деревянный лоток, по которому древесина сбрасывалась вниз, к электростанции. Эта грохочущая система доставки топлива к электростанции использовалась и в следующем, 1921 году. Её разобрали после того, как в Воронеж стал регулярно поступать донецкий уголь.

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.




__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Воронежского комбината строительных материалов. Начальный пункт — Воронежский комбинат строительных материалов, расположенный в посёлке Придонской (административно является частью города Воронежа), вблизи станции Подклетное на железнодорожной линии Отрожка — Касторная.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.

Эта узкоколейная железная дорога обслуживалась предприятием «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» («ВПЖТ»), однако её фактическим владельцем являлся Воронежский комбинат строительных материалов (ВКСМ).

Строительство Воронежского комбината строительных материалов (первоначально назывался «Воронежский завод силикатного кирпича») началось в феврале 1951 года. 14 января 1955 года первая очередь завода вступила в строй. Скорее всего, в близкий период времени была открыта узкоколейная железная дорога.

Узкоколейная железная дорога соединяла территорию комбината с песчаным карьером. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлся вывоз песка из карьера. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров.

В 1991 (?) году на узкоколейную железную дорогу поступили новые тепловозы ТУ7А производства Камбарского машиностроительного завода, один из них — ТУ7А-3222.

По состоянию на 2003 год, узкоколейная железная дорога обслуживалась ОАО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт».

Цитата из материала «Стальные пути местного значения», опубликованного в газете «Гудок», номер за 11 апреля 2003 года (http://www.gudok.ru/index.php/print/16467):

«ВПЖТ», как уже говорилось выше, – это дорога в миниатюре. У нее даже есть своя «детская дорога» – так называют узкоколейку в пригородном посёлке Подклетном, по которой доставляют из карьера песок на завод силикатного кирпича.

В 2004 (?) году было принято решение об отказе от использования узкоколейной железной дороги. Через некоторое время рельсы были сняты. АО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» выставило на продажу три тепловоза ТУ7А.

Цитата из материала, размещённого в Сети по нескольким адресам (по состоянию на 2006 год):

АО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» предлагает для продажи следующие серии тепловозов: — ТУ7 (3 шт) 1991 г. (узкоколейный) ширина колеи 750 мм по цене 1 200 000 руб. за шт. в отличном состоянии; — ТЭМ 1 (1 шт) после капитального ремонта (КР) в 2005 году, ТГМ 4 (1 шт) 1983 г., а также думпкары УВС-22 (ширина колеи 750 мм). Цены договорные.

В конце 2006 года тепловоз ТУ7А-3222 был приобретён компанией «Степногорск Темip Жолы», и был отправлен в Атбасар (Республика Казахстан, Акмолинская область), на узкоколейную железную дорогу Атбасар — Промышленная (Шантобе).




__________________________________________________________________________________________________




Воронежская (Малая Юго-Восточная) детская железная дорога. Возможный начальный пункт — город Воронеж.

Эта узкоколейная железная дорога не существует. Планы её создания возникали много раз, однако реализовать их до сих пор не удалось.

Впервые вопрос о строительстве в городе Воронеже детской железной дороги был поднят в 1935 году. Воронежская детская железная дорога должна была стать одной из первых в СССР.

Цитата из книги «25 детских железных дорог СССР», изданной в г. Воронеже в 1936 году (http://mozd.narod.ru/hist/3.html):

В этом году воронежские пионеры получают прекрасный подарок — детскую железную дорогу.

Дорога, протяжением 2000 метров, с 4 станциями и депо, будет построена в Парке Культуры и Отдыха.

Дорога оснащается новейшей техникой. Здесь оборудуется маневровая горка, автоблокировка и централизация.

Комсомольцы паровозоремонтного завода им. Дзержинского сделают 2 паровоза, а комсомольцы вагоноремонтного завода им. Тельмана — вагоны. Машинистами, начальниками станций и депо, дежурными, проводниками, кочегарами будут сами ребята. 17-я городская школа уже выделила 42 отличников учёбы. В Областной детской технической станции и в Доме техники Ю.-В. ж. д. ребята будут учиться на машинистов, начальников станций, депо, дежурными по станции.

4 станции будут сделаны по образцу лучших станций ж. д. Союза и Московского метрополитена. Их украсят скульптуры, зелень, цветы.

На днях из Воронежа в Тифлис, Харьков и Москву выедет делегация, которая тщательно ознакомиться с устройством и работой имеющихся таких детских ж. д.

Инициаторами строительства дороги в Воронеже является Областная детская техническая и сельскохозяйственная станция — директор тов. Бугаев С. С. и комсомольский комитет Управления Ю.-В. дороги — секретарь комитета — инженер К. Попов и председатель Дорожного бюро ИТС строителей Н. Степанов.

Фактическое строительство детской железной дороги в 1930-е годы начато не было. Позднее вопрос о целесообразности создания в Воронеже детской железной дороги многократно обсуждался.

По неподтверждённым данным, были подготовлены проекты. Одно из возможных мест размещения детской железной дороги — лесной массив вблизи станции Отрожка (единственной узловой станции в черте города Воронежа, на которой находится локомотивное депо, а также многие другие предприятия железнодорожного транспорта).


«Нужна Малая Юго-Восточная» (заметка, опубликованная в газете «Гудок», 1980-е годы).
Копия этого материала была сделана в 2007 году на Львовской детской железной дороге.

Факт появления на Юго-Восточной железной дороге Лискинской детской железной дороги не снизил актуальность вопроса о создании детской железной дороги в Воронеже — Лискинская детская железная дорога не подходит для обучения жителей областного центра.

Будет ли детская железная дорога когда-либо построена — неизвестно.




__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Сомово — Бор. Начальный пункт — посёлок Сомово (административно является частью города Воронежа), расположенный вблизи станции Сомово на железнодорожной линии Отрожка — Грязи.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000.

Узкоколейная железная дорога была построена до революции 1917 года. По информации от М. Рыкова, на узкоколейной железной дороге перевозились различные грузы: лес, живица, древесный уголь и другие продукты переработки древесины, кирпич, производившийся Маклокским кирпичным заводом.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению станция Сомово — станция Бор железнодорожной линии Графская — Рамонь. Имелось несколько ответвлений.

По неподтверждённым данным, линия узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Сомово была разобрана в середине 1920-х годов. Линия узкоколейной железной дороги в окрестностях посёлка Бор действовала значительно дольше. В течение продолжительного времени она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Рамонского сахарного комбината.

После Великой Отечественной войны в нынешнем населённом пункте Плотовский кордон находился лагерь для военнопленных. На протяжении некоторого времени для его связи с посёлком Бор использовалась узкоколейная железная дорога. В посёлке Бор, по состоянию на 2004 год, исправительно-трудовое учреждение остаётся действующим.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1950-е годы.











ЛИСКИНСКИЙ РАЙОН





Лискинская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Задоринка, расположенная в городе Лиски.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.




__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) вблизи станции Придонская. Возможный начальный пункт — станция Придонская, расположенная на железнодорожной линии Лиски — Поворино.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:500 000.

Согласно топографической карте масштаба 1:500 000 (в 1 сантиметре — 5 километров), изданной в 1979 году, вблизи станции Придонская имелась узкоколейная железная дорога. Согласно другим картам, по данному направлению пролегает железнодорожная линия широкой колеи.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой картографов. Узкоколейной железной дороги по данному направлению никогда не было.











НОВОХОПЁРСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога (?) Половцево — Совхоз Ильменский. Возможный начальный пункт — станция Половцево, расположенная на железнодорожной линии Лиски — Поворино.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:200 000.

Согласно топографической карте масштаба 1:200 000 (часть «атласа Воронежской области», изданного в 1996 году), вблизи станции Половцево имеется узкоколейная железная дорога протяжённостью около 5 километров.

По информации от В. Миронова, на месте «узкоколейной железной дороги» пролегает подъездной путь широкой колеи.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой картографов. Узкоколейной железной дороги по данному направлению никогда не было.











РАМОНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Рамонского сахарного комбината. Начальный пункт — посёлок Рамонь, расположенный вблизи станции Рамонь (конечного пункта железнодорожной линии от станции Графская).

По состоянию на конец 2006 года, узкоколейная железная дорога не действует. Скорее всего, узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в течение 2007 года.











СЕМИЛУКСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) Семилукского огнеупорного завода. Начальный пункт — город Семилуки, расположенный вблизи станции Семилуки на железнодорожной линии Отрожка — Касторная.

Семилукский огнеупорный завод был построен в 1920-х годах. По неподтверждённым данным, на заводе действовала узкоколейная железная дорога. Возможно, она соединяла территорию завода с карьерам.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана (в случае, если она когда-либо существовала).











ТАЛОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Таловского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Таловая, расположенный вблизи станции Таловая на железнодорожной линии Лиски — Поворино.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Таловский кирпичный завод находится в посёлке Таловая. По информации от В. Миронова, на заводе действовала узкоколейная железная дорога. Ширина колеи составляла 900 мм.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.
promo voronezh december 3, 2012 15:44 15
Buy for 20 tokens
ВоронеЖЖ - это первое и крупнейшее сообщество воронежцев в ЖЖ, созданное в 2003 году. Здесь публикуют красивые фотографии Воронежа, обсуждают интересные события в Воронеже и не разговаривают о политике. Иногда воронежские блогеры встречаются и разговаривают. Здесь принято соблюдать правила и…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
l_torchik_l
Sep. 21st, 2007 05:21 am (UTC)
И чо?
Думаете мы все тут такие специалисты по этим дорогам?
Вечерами обсуждаем как и что лучше самстерить, чтоб дорога была красивая?
f355
Sep. 21st, 2007 07:29 am (UTC)
А причем тут "все"? Могут встретиться любители, а то и специалисты. Меня вот тема интересует, с удовольствием почитал статейки.
( 2 comments — Leave a comment )